31 мая 2023 года в согласно плану мероприятий научно-методического центра сопровождения педагогических работников (утв. протоколом заседания Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников № 2 от 25 ноября 2021 г) состоялось межрегиональное секционное заседание «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского по вопросам разработки и применения персонализированной методики обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского как ценностный ориентир патриотического и духовно-нравственного воспитания современной молодежи», посвященная 200-летию К.Д. Ушинского
В работе межрегионального секционного заседания приняло участие более 150 руководителей муниципальных методических служб, педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций Курской, Орловской, Белгородской, Брянской областей, республики Крым, г. Севастополь, образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, магистрантов и аспирантов по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Заседание проводилось с применением дистанционных образовательных технологий.
Цели секционного заседания:
— обращение к педагогическому наследию К.Д. Ушинского, актуализация его идей по непрерывному профессиональному развитию учителей;
— использование педагогических идей К.Д. Ушинского в контексте разработки и применения персонализированной методики обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций;
— выявление лучших практик и конструктивных решений по вопросам разработки и реализации вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;
— обсуждение моделей опережающего персонализированного профессионального развития педагогических работников общеобразовательных организаций;
— продвижение лучших практик применения персонализированной методики обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций.
Проблемное поле межрегионального секционного заседания «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского по вопросам разработки и применения персонализированной методики обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций»
- Идеи непрерывного профессионального развития учителей в работах К.Д. Ушинского.
- Построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развитияпедагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций.
- Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников на региональном, муниципальном, институциональном, субъектно-личностном уровнях.
- Осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
- Организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников; сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
- Сетевая технология персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДППО
- Стратегическое планирование и организация ключевых процессов адресного повышения уровня профессиональной компетентности учителя школы
- Внутренняя система оценки качества педагогической деятельности как механизм обновления и повышения уровня профессиональной компетентности учителя-предметника.
- Эффективные механизмы выявления и ликвидации профессиональных дефицитов учителя школы.
- Технологии управления процессом повышения уровня предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной и IT-компетенций учителя.
- Организация взаимодействия, взаимообучения и наставничества педагогов общеобразовательных организаций.
- Правила жизни идеального наставника по К.Д. Ушинскому
- Координация взаимодействия методических служб регионального, муниципального и школьного уровней.
- Организация персонализированных стажировок учителей (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта «Образование»).
- Модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи
С приветственным словом к участникам межрегионального секционного заседания обратилась научный руководитель ФИП, НМЦ СПР, профессор, доктор педагогических наук, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», академик МАНПО Подчалимова Галина Николаевна.
В своем выступлении Подчалимова Галина Николаевна, научный руководитель ФИП, НМЦ СПР, профессор, доктор педагогических наук, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» представила научно-методические разработки по вопросам проектирования индивидуального образовательного маршрута для педагогических работников общеобразовательных организаций.
Белова Светлана Николаевна, руководитель ФИП, НМЦСПР, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» охарактеризовала «Горизонтальное обучение» как доминирующее направление методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагога
Селиванова Ирина Васильевна, руководитель проектной команды научно-методического сопровождения учителей математики НМЦ СПР, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и теории обучения математике ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и Фрундин Владимир Николаевич, член проектной команды научно-методического сопровождения учителей математики НМЦ СПР кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и теории обучения математике ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» поделились опытом проведения онлайн диагностика профессиональных дефицитов учителей математики.
Практику реализации сетевой технологии проектной группы научно-методического сопровождения учителей иностранных языков с муниципальными научно-методическими центрами по вопросам повышения уровня профессиональной компетентности учителей иностранных языков представила проектная команда научно-методического сопровождения учителей иностранных языков НМЦ СПР Коновалова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Голощапова Марина Викторовна кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Тарловская Елена Анатольевна, учитель английского языка МБОУ «Гимназия №1 г. Курчатова», руководитель РМО г. Курчатова.
Федорова Дина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» затронула проблему планирования профессионального развития будущих специалистов в области иноязычного образования.
Пилюгина Надежда Николаевна, руководитель проектной команды научно-методического сопровождения учителей химии, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» заострила внимание на вопросе научно-методического сопровождения обновления и повышения уровня профессиональной компетентности учителя химии в области формирования функциональной грамотности школьников в процессе обучения химии.
Практики выявления и сопровождения педагогически одаренной молодежи были рассмотрены в выступлении Трепаковой Елены Викторовны, руководителя проектной команды научно-методического сопровождения учителей информатики, кандидата педагогических наук, доцента кафедры компьютерных технологий и информатизации образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет».
Савельева-Рат Елена Аркадьевна, заведующий базовой кафедры педагогики воспитания в МДЦ «Артек», республика Крым охарактеризовала вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ФГОС ООО и поделилась опытом работы базовой кафедры педагогики воспитания в «Артеке» в данном направлении.
В ходе работы межрегионального секционного заседания были и рассмотрены механизмы профессионально-личностного саморазвития молодых учителей. Брахнова Мария Олеговна, учитель биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» поделилась разработки и реализации индивидуального проекта «Использование игровых технологий на уроках биологии на уровне основного общего образования».
Конференция прошла под эгидой конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей».