01-04 июня 2023 года в Санкт-Петербурге на площадке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена прошел Второй профессорский педагогический форум «Университет в эпоху педагогических инноваций».
В нем приняла участие завлабораторией «Развитие школьных воспитательных систем» научно-методического центра сопровождении педагогических работников КГУ, профессор кафедры педагогики и профессионального образования Е.Л. Башманова.
Лейтмотивом форума стала цитата «Учитель – профессия дальнего действия» из стихотворения Р. Рождественского «Учителям». Организаторы форума – Российское профессорское собрание, Российская академия образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена – позаботились о разнообразии форматов: пленарное заседание, круглый стол, дискуссионные площадки, более десяти секционных заседаний.
На пленарном заседании участников форума приветствовали министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов, президент РАО О.Ю. Васильева, председатель Российского профессорского собрания В.В. Гриб. Выступления были посвящены изменениям в организации и содержании педагогического образования в университете. Председатель Высшей аттестационной комиссии В.М. Филиппов представил развернутый доклад об итогах разработки принципов доказательной педагогики (по аналогии с принципами доказательной медицины) и критериев доказательности диссертационных исследований. В ближайшее время соответствующие документы будут разосланы в диссертационные советы.
На дискуссионной площадке «Кто Вы, современный профессор?» обсуждались изменения в работе ППС университета, способы поддержания высокого уровня исследований и вовлечения в них будущих педагогов, подходы к оценке эффективности труда преподавателей, дефициты и риски в их профессиональной деятельности.
Круглый стол «Перспективы развития системы высшего педагогического образования в современной России» был посвящен вопросам профессиональной подготовки и развития будущего педагога в университете, старта его профессиональной карьеры и дальнейшей самореализации в профессии. Участники высказывали интересные гипотезы, делились наблюдениями, сомнениями, предлагали варианты осмысления сложных проблем. Так, например, ректор МГПУ И.М. Реморенко указал на значительное усложнение профессионального педагогического ландшафта, вариантов педагогической подготовки, массовый приход в профессию людей без педагогического бэкграунда и привел такие цифры: около 50% учителей профильных классов московских школ не имеют базового педагогического образования и не учились в педвузе.
Директор института педагогики и психологии образования МГПУ А.И. Савенков обозначил новую роль учителя в современном мире: «Учитель превратился в когнитивного интегратора, а обеспечивать его работу должен когнитивный технолог – это методист». Были предложены подходы к совершенствованию содержания педагогического образования в университете: реорганизация системы знаний в виде компактных и постоянно обновляемых модулей, диверсификация подготовки учителей и использование для этого школьно-университетского партнерства, актуализация практик и стажировок, переход на «ситуативно устроенное педагогическое образование» (изучение кейсов – реальных проблемных ситуаций, проведение тренингов, обучающих игр) с использованием рефлексивно-деятельностного подхода.
Руководитель Центра квалификаций и компетенций Академии Минпросвещения России Л.Н. Духанина обратила внимание на высокие требования к компетентности учителя. В частности, по ее словам, учитель информатики для полноценной работы по ФГОС должен соответствовать четырем профессиональным стандартам: «Педагог», «Программист», «Системный администратор» и «Администратор баз данных». Согласно результатам мониторинга рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций, современный работодатель сигнализирует не только об известном всем дефиците цифровых навыков педагогов, но и неожиданно о дефиците навыков организационной культуры – готовности понимать общий язык, разделять нормы и ценности организации, поддерживать стандарты и образцы поведения. В связи с ростом требований к учителю обсуждается предложение о введении специальной степени «доктор образования» для педагогов-практиков, демонстрирующих высокий уровень мастерства и пример служения профессии.
На секционном заседании «Взаимодействие университетов как фактор сохранения единого пространства педагогического образования» ученый секретарь Волгоградского научно-образовательного центра РАО Е.И. Сахарчук рассказала о разработке открытого ресурса «Ученые – школе», который позволит оперативно информировать педагогов-практиков о новых разработках и результатах эмпирических исследований, значимых для улучшения качества преподавания и повышения образовательных результатов обучающихся. Предполагается, что на данном ресурсе ученые представят новые модели педагогического процесса, комплексы педагогических условий, авторские программы, педагогические технологии и методики, методические рекомендации, критерии эффективности и алгоритмы управления педагогическим процессом, а также разнообразные диагностические методики для учителей, школьных психологов и социальных педагогов.
Ознакомиться с презентациями докладчиков форума можно будет после 10 июня на сайте Российского профессорского собрания по ссылке https://profsobranie.ru/285.html