Вебинар «От мышки к книжке»: формирование читательской грамотности в пространстве цифровизации современного начального образования»

Без рубрики

16 апреля 2024 года в Курском государственном университете состоялся вебинар, который проводила старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования факультета педагогики и психологии  Алехина Любовь Викторовна.

В вебинаре приняли участие преподаватели вузов и учителя школ нашего региона и Республики Крым. Общее количество участников вебинара составило 60 человек.

Алехина Л.В. поделилась реализацией проекта «От мышки к книжке», представила самые интересные контенты, позволяющие современному  педагогу выбрать видео, посты, авторские каналы, позволяющие не увести литературное образование «от книжки к  мышке».

В пространстве цифровизации современное начальное образование сталкивается с ключевыми вызовами XXI века: сложность, неопределенность, разнообразие. Участники вебинара обсудили «плюсы» и «минусы» этих процессов и пути их решения на уроках литературного чтения, используя основные положения Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Алехина Л.В. прокомментировала результаты анкетирования родителей и детей младшего школьного возраста в контексте темы вебинара и причины, по которым чтение «с экрана» активно вытесняет чтение бумажных книг. Цифровая образовательная среда – это наша реальность, но она не должна способствовать росту серьезных проблем в воспитании и образовании современного ребенка, должна не разрушать личность, а способствовать ее становлению. Комментируя разработанное Минпросвещением России совместно с Минцифрой России Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», Любовь Викторовна отметила, что необходимо добиваться того, чтобы школьники и педагоги имели прежде всего доступ к качественным программам обучения. При этом современные технологии не подразумевают уход от классических занятий в школах. Использование цифровых технологий на уроках литературного чтения, разумеется, необходимо делает урок современным, но педагог должен соблюдать чувство меры, чтобы не сделать урок литературного чтения уроком искусственного интеллекта.

Демонстрируемая на вебинаре презентация была представлена в форме «закладок», каждая из которых несла информацию по формированию читательской деятельности в начальной школе.

С большим интересом участники познакомились с «Читательскими заповедями», которые сформулировали дети младшего школьного возраста. Главная среди них звучит так: «Любимые книги с экрана не читают!».

На вебинаре были представлены методы формирования читательской деятельности, которые отражают ее основные принципы: эстетический, системности, доступности, преемственности, перспективности.

Как научить детей любить чтение, вести диалог с автором и героями, постигать смыслы художественного текста? Как вернуть детей «от мышки к книжке»?

Содержание вебинара мотивировало каждого участника попробовать реализовать предложенные методы и формы на уроках литературного чтения в НОО. Его тема имеет продолжение для  каждого, кто знает истину, которую даровал нам А.С. Пушкин «Чтение — вот лучшее учение…»

Ссылка на запись вебинара: https://yadi.sk/d/OeItSAthcGuCNQ