В КГУ стартовал Всероссийский научно-практический форум «Непрерывный профессиональный рост учителя: инновационные практики и достижения»

Без рубрики

24 января 2024 года в КГУ начал работу Всероссийский научно-практический форум «Непрерывный профессиональный рост учителя: инновационные практики и достижения», в год 100-летия со дня рождения Т.И. Шамовой, в рамках  празднования 90-летия ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», 90-летия ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», согласно плану деятельности федеральной инновационной площадки «Методика персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО», утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2021 № 62355) и научно-методического центра сопровождения педагогических работников (утв. протоколом № 2 от 25 ноября 2021 г заседания Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников), который продлится три рабочих дня.

24 января 2024 года продуктивно отработали восемь проектных команд проектно-стратегической сессии

«Путь в педагогическую профессию – от студента к учителю: самопрезентация профессионального и личностного роста».

В ходе проектно-методичексой сессии  обуждались следующие вопросы:

1.Педагогическая поддержка развития потенциальной одаренности в младшем школьном возрасте: путь к профессиональному и личностному росту учителя

2.Развитие профессиональных компетенций педагога  в процессе работы с текстом на уроках литературного чтения в начальном образовании

3. Проблемы и возможности цифровой образовательной среды начальной школы в контексте профессионального становления учителя

4.Профессиональные механизмы формирования гибких навыков (soft skills) у детей младшего школьного возраста как условие реализации  образования XXI века

 5.Профессионально-личностный рост педагога в процессе реализации просветительского проекта воспитания и обучения детей младшего школьного возраста «Разговоры о важном»

По итогам работы  были выдвинуты следующие предложения

  • Содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности педагогических работников  начального образования организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

2) С целью распространения  конструктивного опыта продолжить регулярную организацию семинаров, конференций, совещаний по проблемам    обучения и воспитания  младших школьников.

3) В процессе  повышении квалификации и профессиональной переподготовки педагогов  начального образования уделять внимание  педагогической поддержке потенциальной одаренности и использованию возможностей цифровой образовательной среды.

4) Разработать методические рекомендации по обучению младших школьников работе с текстом на уроках литературного чтения.

5) Организовать обобщение опыта педагогов по  проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном».

1. 1. Брежнева Л.Н..MOV (2.5 Гб)
http://cloud.mail.ru/public/NL3p/AJi4UrhWE

2. 2. Бровкина Е.В..MOV (2.2 Гб)
http://cloud.mail.ru/public/9oYe/WUirkiLfB

Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/4Z5cSFRE9PFkWEquTF1k9coZ

«Лучшие практики наставнической деятельности в процессе обучения английскому языку».

Заведующий кафедрой теории языка и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО КГУ, к.ф.н., доцент Сотникова С.С. познакомила слушателей с работой кафедры по научно-методическому сопровождению учителей иностранных языков, планом этой работы на 2024 год.

Стратегическая сессия проводилась совместно с ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». Доцент кафедры воспитания, педагогики и психологии ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н., член рабочей группы областного проекта «Школа полного дня» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года Роина О.В. рассказала о наставничестве в системе образования Курской области.

Учитель английского языка МБОУ «СОШ № 59 им. Г.М. Мыльникова» г. Курск Бабухина И.Н. представила своё видение индивидуального образовательного маршрута педагога как инструмент наставничества.

Учитель английского языка МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области Короткова А.Ю. осветила современные тенденции в преподавании английского языка.

Особое внимание на сессии было уделено вопросу помощи учителям английского языка по разработке учебно-методических материалов для уроков английского языка с использованием современных информационных технологий. С практикой такой работы слушателей познакомила к.п.н., доцент Семенова Ю.И., которая совместно со студентами-будущими учителями английского языка провела серию мини-мастер-классов по разработке образовательных продуктов с использованием разных интернет ресурсов и платформ.

В подведении итогов сессии были намечены дальнейшие шаги по научно-методическому консультированию учителей иностранного языка.

Сессия проводилась в смешанном формате и, благодаря современным технологиям, в ней смогли поучаствовать все желающие.

Ссылка на видеозапись https://disk.yandex.ru/i/8ZuyVEFDt0Z1qQ

«Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми (на материале обучения русскому языку и литературе)».

Перед участниками сессии были поставлены следующие цели:

  1. Выявление лучших практик работы с филологически одаренными детьми.
  2. Определение методических механизмов персонализированного повышения уровня профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций.
  3. Трансляция опыта определения филологической одаренности у детей, методов и методических приемов повышения учебной мотивации обучающихся и интереса к углубленному изучения русского языка и литературы, подготовки к участию в конкурсах сочинений, формирования и развития литературоведческой компетенции учащихся.

В ходе работы проектно-стратегической сессии приняли участие Ирина Дмитриевна Постричева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидат педагогических наук, Наталья Александровна Киреева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59 им. Г.М. Мыльникова»,  Светлана Ивановна Арцыбашева, учитель русского языка и литературы МКОУ «Леженская основная общеобразовательная школа» Тимского района, Евгения Сергеевна Бартенева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска, Кристина Леонидовна Самсонова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска, Кирилл Владимирович Каменский, преподаватель русского языка и литературы Областного бюджетного профессионального учреждения «Курский базовый медицинский колледж».

Обсуждение представленных докладов позволило определить конкретные шаги и ресурсы, которые нужны для достижения поставленных целей:

Процесс выявления филологической одаренности начинать в раннем возрасте.

В ходе выявления одаренности применять анализ устной и письменной речи учащихся, документации, эмпирические методы, педагогические методы и приемы изучения учебной деятельности учащихся, беседы с окружением, работы Н.С. Лейтеса и В.Н. Ягунковой, в которых выделены критерии литературно одаренных детей. Обеспечить внимание к непроявленным или скрытым способностям учащихся.

Долг педагога – содействовать развитию задатков обучающихся. Для этого необходимо:

— увеличить объем предметных знаний;

— вести систематическую работу с одаренными детьми;

— работа должна иметь продолжение и во внеурочной деятельности;

— проводить интегрированные и нестандартные уроки, которые поддерживают интерес к предмету и учебную мотивацию обучающихся;

— составлять индивидуальные образовательные маршруты одаренных детей;

— уделять внимание развитию письменной речи учащихся через участие в конкурсах сочинений;

— в творческих конкурсах избегать рейтингов, заменять их разными номинациями, чтобы стимулировать к развитию творческих способностей всех участников;

— создавать в образовательных организациях условия для развития одаренности через проведение разных форм мероприятий;

— вести работу с родителями по разъяснению важности раскрытия  и развития одаренности для личности ребенка.

Учителю русского языка и литературы развивать конкурсное мастерство, обеспечивающее постоянный профессиональный рост.

Стремиться к созданию комфортных условий обучения в школе, именно они способствуют высокой учебной мотивации обучающихся. В ходе обучения предмету применять поощрения, поддерживать идеи обучающихся, использовать связи с реальной жизнью, работать над заданиями разной природы и разного уровня, заряжать своим азартом, работать с целями детей и своими, расти вместе с детьми, соприкасаться с могучим словом, ставить смыслообразующие цели работы на уроке.

Использовать в работе теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, чтобы помочь ребенку чувствовать себя нужным, полезным, развивать себя.

Предлагать обучающимся задания в соответствии с ведущим типом интеллекта.

Использовать необычные формы проведения уроков, интересные задания, вариативность домашнего задания и разные приемы поощрения.

Для повышения интереса к русскому языку и литературе активно пользоваться информационными ресурсами в ходе объяснения нового материала, проверки знаний, для создания творческих проектов, коммуникации с обучающимися и выполнения домашнего задания, используя такие методы работы, как создание в ВК страницы героя произведения или его автора. Использовать социальные сети, ютюб, онлайн-платформы, образовательные веб-квесты, просветительские подкасты для изучения тематических сообществ и проведения филологических онлайн-игр.

Успешному развитию литературоведческой компетенции способствует включение всех сфер восприятия читателя в процесс чтения произведения, проведение параллели между литературой и жизнью, чтение и изучение современной русской литературы, сопоставительный и дифференцированный анализ творчества писателя, интертекстуальный подход, а также применение разнообразных методов и форм работы с литературным материалом.

Ссылка на видеозапись https://cloud.mail.ru/public/2Q7z/abJjqKp4c

«Методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

руководители сессии Загуменных Кирилл Эрнстович, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологи, кандидат педагогических наук, руководитель проектной команды по научно-методическому сопровождению учителей ОБЖ ФГБОУ ВО КГУ и Щадных Олег Николаевич, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО, член рабочей группы областного проекта «Здоровьесберегающая школа» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года».

В работе проектно-стратегической сессии были освещены следующие проблемы методического обеспечения образовательного процесса по ОБЖ:

«Нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение введения учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» – спикер: Щадных Олег Николаевич, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО;

«Конкурсное движение как механизм профессионального роста учителя ОБЖ» – спикер: Митрохина Анна Андреевна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Курска;

«Специфика преподавания и организации внеурочной деятельности по «Основам безопасности жизнедеятельности» в условиях школы санаторного типа (на примере ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»)» – спикер: Проскурин Александр Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» Курского района Курской области;

«Особенности работы учителя ОБЖ в подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников различного уровня» – спикер: Кононенко Дмитрий Васильевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Курска.

Ссылка   на запись проектно-стратегической сессии

https://drive.google.com/file/d/1Fh18Ts5caRJoY25bCQcuaHcO2hcHVJBd/view?usp=drive_link

 

«Организация взаимодействия и взаимообучения педагогов по вопросам развития школьных воспитательных систем».

В работе площадки «Организация взаимодействия и взаимообучения педагогов по вопросам развития школьных воспитательных систем» приняли участие сотрудники кафедры педагогики и профессионального образования КГУ, НИЛ «Развитие школьных воспитательных систем», педагогические работники общеобразовательных организаций города Курска и учреждений дополнительного образования детей. Модератором площадки выступила Башманова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Развитие школьных воспитательных систем».
С докладами выступили:
  • доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования КГУ Ходусов Александр Николаевич,
  • советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель начальных классов, руководитель педагогического клуба МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н. Зикеева» города Курска Диденкова Ирина Юрьевна,
  • педагог дополнительного образования МБУДО «Дом искусств «Ритм» города Курска Молодкина Валерия Сергеевна,
  • учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 44» города Курска Трофименко Татьяна Валерьевна,
  • кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и профессионального образования КГУ Балашов Олег Леонидович,
  • доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Развитие школьных воспитательных систем» КГУ Башманова Елена Леонидовна.
    Профессор А.Н. Ходусов представил концептуальный доклад на тему «Субъектно-ментальная и развивающая направленность деятельности современного классического и виртуального детского коллектива». У участников вызвали интерес новые подходы к оценке основ формирования детских коллективов разных типов и видов с учетом актуальных тенденций социального и технологического развития общества. Были заданы вопросы про соотношение ценностей коллективизма и индивидуализма в воспитании современных школьников, функции и значение традиционного и виртуального коллективов в развитии детей.
    Советник директора по воспитанию Ирина Юрьевна Диденкова рассказала о проблемах организации педагогического клуба для родителей и организаторской функции советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в этом.
    Педагог дополнительного образования Валерия Сергеевна Молодкина в своем сообщении рассказала как средствами рукоделия сегодня можно развивать творческие способности обучающихся в учреждении дополнительного образования. Учитель английского языка Татьяна Валерьевна Трофименко представила возможности смешанного обучения как образовательной практики для организации продуктивного педагогического общения и сформулировала ряд практических рекомендаций для учителей. Олег Леонидович Балашов рассказал о концептуальных подходах к стратегии развития российской школы, представленных Министерством просвещения Российской Федерации и Московским государственным педагогическим университетом. Завершила работу площадки Елена Леонидовна Башманова. Она рассказала об участии во Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия» с проектом лаборатории «Развитие школьных воспитательных систем» КГУ «Научно-методическое обеспечение педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде». Авторами проекта — Е.Л. Башманова, О.Л. Балашов, Т.В. Трофименко — стали дипломантами Чтений.
В резолюции по итогам работы площадки участники договорились отметить, что сегодня важными факторами подготовки педагогов к решению проблем организации воспитания в школе и развития школьных воспитательных систем становятся установление в образовательных организациях атмосферы открытости новому, интерес к результатам научных исследований в области воспитания, стремление педагогических коллективов к взаимообмену опытом и включение обучающихся в деятельность детско-взрослых общностей.

«Цифровые инструменты учителя географии как средство формирования картографической грамотности обучающихся».

 

В работе стратегической сессии «Цифровые инструменты учителя географии как средство формирования картографической грамотности обучающихся» приняли участие преподаватели кафедры географии КГУ, учителя географии образовательных учреждений общего образования и педагоги среднего профессионального образования г. Курска и Курской области, всего около 40 человек.

Модераторами площадки выступили: Козлова Г.В., доцент кафедры географии, кандидат педагогических наук, руководитель проектной команды по научно-методическому сопровождению учителей географии ФГБОУ ВО «КГУ»; Озерова Н.В., методист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГБУ ДПО КИРО, член рабочей группы областного проекта «Методическая поддержка каждого педагога» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года.

В приветственном слове Галина Васильевна и Наталья Викторовна обозначили роль Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «КГУ» и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГБУ ДПО «КИРО» в профессиональном развитии педагогов в рамках Единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников Курской области.

Ключевым звеном работы площадки стал мастер-класс «Цифровые инструменты учителя географии как средство формирования картографической грамотности обучающихся» спикером, которого выступила Филиппова А.В., учитель географии МБОУ «Гимназия №4» г. Курска. В рамках мастер-класса Анна Викторовна поделилась своим педагогическим опытом по использованию различных цифровых картографических инструментов  в изучении географии.

В рамках мастер-класса, педагогам также была представлена актуальная информация по проблеме «Образовательные возможности интернет сервисов и площадок: современная ситуация и перспективы» – спикер Гонеев И.А., заведующий кафедрой географии КГУ кандидат географических наук, член проектной команды по научно-методическому сопровождению учителей географии ФГБОУ ВО КГУ. Игорь Александрович обозначил наиболее перспективные интернет-сервисы и площадки для организации образовательного процесса в школе и вузе.

В заключение Козлова Г.В. познакомила педагогов с сайтом Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «КГУ», его структурой, содержанием и материалами, которые могут быть полезны педагогам.

Завершилась работа площадки дискуссией и обменом мнений. Проведенное мероприятие получило высокую оценку  педагогов!!!!

Ссылка на запись мероприятия!!!

https://disk.yandex.ru/i/NQgMq0rNkALQPA

«Инструменты искусственного интеллекта в профессиональной деятельности учителя информатики»

 

Ссылка на запись мероприятия запись https://drive.google.com/file/d/1dTOAVRWx8pJQEBo4t7FxnOX6ZXrf_pvm/view?usp=sharing

«Методика работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по истории. Работа с историческими источниками».  

Работа в проектных группах была направлена на определение ключевых стратегически значимых векторов профессионального развития учителя-предметника  в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования и введения ФООП.

Работа форума продолжиться 25 января и  26 января 2024 года