24 января 2024 года в КГУ начал работу Всероссийский научно-практический форум «Непрерывный профессиональный рост учителя: инновационные практики и достижения», в год 100-летия со дня рождения Т.И. Шамовой, в рамках празднования 90-летия ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», 90-летия ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», согласно плану деятельности федеральной инновационной площадки «Методика персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО», утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2021 № 62355) и научно-методического центра сопровождения педагогических работников (утв. протоколом № 2 от 25 ноября 2021 г заседания Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников), который продлится три рабочих дня.
24 января 2024 года продуктивно отработали восемь проектных команд проектно-стратегической сессии
«Путь в педагогическую профессию – от студента к учителю: самопрезентация профессионального и личностного роста».
В ходе проектно-методичексой сессии обуждались следующие вопросы:
1.Педагогическая поддержка развития потенциальной одаренности в младшем школьном возрасте: путь к профессиональному и личностному росту учителя
2.Развитие профессиональных компетенций педагога в процессе работы с текстом на уроках литературного чтения в начальном образовании
3. Проблемы и возможности цифровой образовательной среды начальной школы в контексте профессионального становления учителя
4.Профессиональные механизмы формирования гибких навыков (soft skills) у детей младшего школьного возраста как условие реализации образования XXI века
5.Профессионально-личностный рост педагога в процессе реализации просветительского проекта воспитания и обучения детей младшего школьного возраста «Разговоры о важном»
По итогам работы были выдвинуты следующие предложения
- Содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности педагогических работников начального образования организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
2) С целью распространения конструктивного опыта продолжить регулярную организацию семинаров, конференций, совещаний по проблемам обучения и воспитания младших школьников.
3) В процессе повышении квалификации и профессиональной переподготовки педагогов начального образования уделять внимание педагогической поддержке потенциальной одаренности и использованию возможностей цифровой образовательной среды.
4) Разработать методические рекомендации по обучению младших школьников работе с текстом на уроках литературного чтения.
5) Организовать обобщение опыта педагогов по проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном».
1. 1. Брежнева Л.Н..MOV (2.5 Гб)
http://cloud.mail.ru/public/NL3p/AJi4UrhWE
2. 2. Бровкина Е.В..MOV (2.2 Гб)
http://cloud.mail.ru/public/9oYe/WUirkiLfB
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/4Z5cSFRE9PFkWEquTF1k9coZ
«Лучшие практики наставнической деятельности в процессе обучения английскому языку».
Заведующий кафедрой теории языка и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО КГУ, к.ф.н., доцент Сотникова С.С. познакомила слушателей с работой кафедры по научно-методическому сопровождению учителей иностранных языков, планом этой работы на 2024 год.
Стратегическая сессия проводилась совместно с ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». Доцент кафедры воспитания, педагогики и психологии ОГБУ ДПО КИРО, к.п.н., член рабочей группы областного проекта «Школа полного дня» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года Роина О.В. рассказала о наставничестве в системе образования Курской области.
Учитель английского языка МБОУ «СОШ № 59 им. Г.М. Мыльникова» г. Курск Бабухина И.Н. представила своё видение индивидуального образовательного маршрута педагога как инструмент наставничества.
Учитель английского языка МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области Короткова А.Ю. осветила современные тенденции в преподавании английского языка.
Особое внимание на сессии было уделено вопросу помощи учителям английского языка по разработке учебно-методических материалов для уроков английского языка с использованием современных информационных технологий. С практикой такой работы слушателей познакомила к.п.н., доцент Семенова Ю.И., которая совместно со студентами-будущими учителями английского языка провела серию мини-мастер-классов по разработке образовательных продуктов с использованием разных интернет ресурсов и платформ.
В подведении итогов сессии были намечены дальнейшие шаги по научно-методическому консультированию учителей иностранного языка.
Сессия проводилась в смешанном формате и, благодаря современным технологиям, в ней смогли поучаствовать все желающие.
Ссылка на видеозапись https://disk.yandex.ru/i/8ZuyVEFDt0Z1qQ
«Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми (на материале обучения русскому языку и литературе)».
Перед участниками сессии были поставлены следующие цели:
- Выявление лучших практик работы с филологически одаренными детьми.
- Определение методических механизмов персонализированного повышения уровня профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций.
- Трансляция опыта определения филологической одаренности у детей, методов и методических приемов повышения учебной мотивации обучающихся и интереса к углубленному изучения русского языка и литературы, подготовки к участию в конкурсах сочинений, формирования и развития литературоведческой компетенции учащихся.
В ходе работы проектно-стратегической сессии приняли участие Ирина Дмитриевна Постричева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», кандидат педагогических наук, Наталья Александровна Киреева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59 им. Г.М. Мыльникова», Светлана Ивановна Арцыбашева, учитель русского языка и литературы МКОУ «Леженская основная общеобразовательная школа» Тимского района, Евгения Сергеевна Бартенева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска, Кристина Леонидовна Самсонова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска, Кирилл Владимирович Каменский, преподаватель русского языка и литературы Областного бюджетного профессионального учреждения «Курский базовый медицинский колледж».
Обсуждение представленных докладов позволило определить конкретные шаги и ресурсы, которые нужны для достижения поставленных целей:
Процесс выявления филологической одаренности начинать в раннем возрасте.
В ходе выявления одаренности применять анализ устной и письменной речи учащихся, документации, эмпирические методы, педагогические методы и приемы изучения учебной деятельности учащихся, беседы с окружением, работы Н.С. Лейтеса и В.Н. Ягунковой, в которых выделены критерии литературно одаренных детей. Обеспечить внимание к непроявленным или скрытым способностям учащихся.
Долг педагога – содействовать развитию задатков обучающихся. Для этого необходимо:
— увеличить объем предметных знаний;
— вести систематическую работу с одаренными детьми;
— работа должна иметь продолжение и во внеурочной деятельности;
— проводить интегрированные и нестандартные уроки, которые поддерживают интерес к предмету и учебную мотивацию обучающихся;
— составлять индивидуальные образовательные маршруты одаренных детей;
— уделять внимание развитию письменной речи учащихся через участие в конкурсах сочинений;
— в творческих конкурсах избегать рейтингов, заменять их разными номинациями, чтобы стимулировать к развитию творческих способностей всех участников;
— создавать в образовательных организациях условия для развития одаренности через проведение разных форм мероприятий;
— вести работу с родителями по разъяснению важности раскрытия и развития одаренности для личности ребенка.
Учителю русского языка и литературы развивать конкурсное мастерство, обеспечивающее постоянный профессиональный рост.
Стремиться к созданию комфортных условий обучения в школе, именно они способствуют высокой учебной мотивации обучающихся. В ходе обучения предмету применять поощрения, поддерживать идеи обучающихся, использовать связи с реальной жизнью, работать над заданиями разной природы и разного уровня, заряжать своим азартом, работать с целями детей и своими, расти вместе с детьми, соприкасаться с могучим словом, ставить смыслообразующие цели работы на уроке.
Использовать в работе теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, чтобы помочь ребенку чувствовать себя нужным, полезным, развивать себя.
Предлагать обучающимся задания в соответствии с ведущим типом интеллекта.
Использовать необычные формы проведения уроков, интересные задания, вариативность домашнего задания и разные приемы поощрения.
Для повышения интереса к русскому языку и литературе активно пользоваться информационными ресурсами в ходе объяснения нового материала, проверки знаний, для создания творческих проектов, коммуникации с обучающимися и выполнения домашнего задания, используя такие методы работы, как создание в ВК страницы героя произведения или его автора. Использовать социальные сети, ютюб, онлайн-платформы, образовательные веб-квесты, просветительские подкасты для изучения тематических сообществ и проведения филологических онлайн-игр.
Успешному развитию литературоведческой компетенции способствует включение всех сфер восприятия читателя в процесс чтения произведения, проведение параллели между литературой и жизнью, чтение и изучение современной русской литературы, сопоставительный и дифференцированный анализ творчества писателя, интертекстуальный подход, а также применение разнообразных методов и форм работы с литературным материалом.
Ссылка на видеозапись https://cloud.mail.ru/public/2Q7z/abJjqKp4c
«Методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
руководители сессии Загуменных Кирилл Эрнстович, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологи, кандидат педагогических наук, руководитель проектной команды по научно-методическому сопровождению учителей ОБЖ ФГБОУ ВО КГУ и Щадных Олег Николаевич, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО, член рабочей группы областного проекта «Здоровьесберегающая школа» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года».
В работе проектно-стратегической сессии были освещены следующие проблемы методического обеспечения образовательного процесса по ОБЖ:
«Нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение введения учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» – спикер: Щадных Олег Николаевич, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО КИРО;
«Конкурсное движение как механизм профессионального роста учителя ОБЖ» – спикер: Митрохина Анна Андреевна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Курска;
«Специфика преподавания и организации внеурочной деятельности по «Основам безопасности жизнедеятельности» в условиях школы санаторного типа (на примере ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»)» – спикер: Проскурин Александр Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» Курского района Курской области;
«Особенности работы учителя ОБЖ в подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников различного уровня» – спикер: Кононенко Дмитрий Васильевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Курска.
Ссылка на запись проектно-стратегической сессии
https://drive.google.com/file/d/1Fh18Ts5caRJoY25bCQcuaHcO2hcHVJBd/view?usp=drive_link
«Организация взаимодействия и взаимообучения педагогов по вопросам развития школьных воспитательных систем».
- доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования КГУ Ходусов Александр Николаевич,
-
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель начальных классов, руководитель педагогического клуба МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н. Зикеева» города Курска Диденкова Ирина Юрьевна,
-
педагог дополнительного образования МБУДО «Дом искусств «Ритм» города Курска Молодкина Валерия Сергеевна,
-
учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 44» города Курска Трофименко Татьяна Валерьевна,
-
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и профессионального образования КГУ Балашов Олег Леонидович,
-
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Развитие школьных воспитательных систем» КГУ Башманова Елена Леонидовна.Профессор А.Н. Ходусов представил концептуальный доклад на тему «Субъектно-ментальная и развивающая направленность деятельности современного классического и виртуального детского коллектива». У участников вызвали интерес новые подходы к оценке основ формирования детских коллективов разных типов и видов с учетом актуальных тенденций социального и технологического развития общества. Были заданы вопросы про соотношение ценностей коллективизма и индивидуализма в воспитании современных школьников, функции и значение традиционного и виртуального коллективов в развитии детей.Советник директора по воспитанию Ирина Юрьевна Диденкова рассказала о проблемах организации педагогического клуба для родителей и организаторской функции советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в этом.Педагог дополнительного образования Валерия Сергеевна Молодкина в своем сообщении рассказала как средствами рукоделия сегодня можно развивать творческие способности обучающихся в учреждении дополнительного образования. Учитель английского языка Татьяна Валерьевна Трофименко представила возможности смешанного обучения как образовательной практики для организации продуктивного педагогического общения и сформулировала ряд практических рекомендаций для учителей. Олег Леонидович Балашов рассказал о концептуальных подходах к стратегии развития российской школы, представленных Министерством просвещения Российской Федерации и Московским государственным педагогическим университетом. Завершила работу площадки Елена Леонидовна Башманова. Она рассказала об участии во Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия» с проектом лаборатории «Развитие школьных воспитательных систем» КГУ «Научно-методическое обеспечение педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде». Авторами проекта — Е.Л. Башманова, О.Л. Балашов, Т.В. Трофименко — стали дипломантами Чтений.
«Цифровые инструменты учителя географии как средство формирования картографической грамотности обучающихся».
В работе стратегической сессии «Цифровые инструменты учителя географии как средство формирования картографической грамотности обучающихся» приняли участие преподаватели кафедры географии КГУ, учителя географии образовательных учреждений общего образования и педагоги среднего профессионального образования г. Курска и Курской области, всего около 40 человек.
Модераторами площадки выступили: Козлова Г.В., доцент кафедры географии, кандидат педагогических наук, руководитель проектной команды по научно-методическому сопровождению учителей географии ФГБОУ ВО «КГУ»; Озерова Н.В., методист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГБУ ДПО КИРО, член рабочей группы областного проекта «Методическая поддержка каждого педагога» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года.
В приветственном слове Галина Васильевна и Наталья Викторовна обозначили роль Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «КГУ» и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГБУ ДПО «КИРО» в профессиональном развитии педагогов в рамках Единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников Курской области.
Ключевым звеном работы площадки стал мастер-класс «Цифровые инструменты учителя географии как средство формирования картографической грамотности обучающихся» спикером, которого выступила Филиппова А.В., учитель географии МБОУ «Гимназия №4» г. Курска. В рамках мастер-класса Анна Викторовна поделилась своим педагогическим опытом по использованию различных цифровых картографических инструментов в изучении географии.
В рамках мастер-класса, педагогам также была представлена актуальная информация по проблеме «Образовательные возможности интернет сервисов и площадок: современная ситуация и перспективы» – спикер Гонеев И.А., заведующий кафедрой географии КГУ кандидат географических наук, член проектной команды по научно-методическому сопровождению учителей географии ФГБОУ ВО КГУ. Игорь Александрович обозначил наиболее перспективные интернет-сервисы и площадки для организации образовательного процесса в школе и вузе.
В заключение Козлова Г.В. познакомила педагогов с сайтом Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «КГУ», его структурой, содержанием и материалами, которые могут быть полезны педагогам.
Завершилась работа площадки дискуссией и обменом мнений. Проведенное мероприятие получило высокую оценку педагогов!!!!
Ссылка на запись мероприятия!!!
https://disk.yandex.ru/i/NQgMq0rNkALQPA
«Инструменты искусственного интеллекта в профессиональной деятельности учителя информатики»
Ссылка на запись мероприятия запись https://drive.google.com/file/d/1dTOAVRWx8pJQEBo4t7FxnOX6ZXrf_pvm/view?usp=sharing
«Методика работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по истории. Работа с историческими источниками».
Работа в проектных группах была направлена на определение ключевых стратегически значимых векторов профессионального развития учителя-предметника в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования и введения ФООП.
Работа форума продолжиться 25 января и 26 января 2024 года