Консультация классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе

Без рубрики

Классный руководитель в школе: результаты исследования

Классный руководитель — практически второй родитель. Это чрезвычайно важный человек для ребенка в стенах школы, к которому можно обратиться с любой бедой. Однако, чтобы такое было возможно, у классного руководителя должны быть силы и время.  27 мая  2022 состоялось обсуждение результатов исследования и консультация классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций  Курской области.

В рамках мероприятия ФЦНМСПР в апреле НИЛ «Развитие школьных воспитательных систем» было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 44 классных руководителя из общеобразовательных организаций  города Курска. Основная масса участников – классные руководители в возрасте 30-39 лет (почти 65%); 18% – в возрасте старше 50 лет; 18% – в возрасте младше 30 лет. На рисунке 1 можно увидеть, какие вопросы мы задали классным руководителям: про отношение к своим обязанностям, про деятельность, про восприятие воспитательной системы школы и так называемый «свободный микрофон».

Рис. 1. Структура опросника

На вопрос «Если Вы выполняете функции классного руководителя, то с каким чувством?» почти 67% участников указали, что выполняют обязанности классного руководителя с удовольствием, любят эту работу; 14% без особых чувств; 10% – с неохотой; 10% – не задумывались о своем отношении к данной работе. 70% тех, кто с удовольствием выполняет свои обязанности, на вопрос «Если Вы выполняете функции классного руководителя с удовольствием, то по каким причинам?» ответили, что они просто любят детей. У 50% участников фактором позитивного отношения выступает интерес к работе классного руководителя. Более 30% в качестве движущей силы назвали удовлетворение, которое они получают от высоких результатов этой работы (рис. 2).

Рис. 2. Причины удовольствия от обязанностей классного руководителя

60% тех педагогов, которые выполняют обязанности классногоункции классного руководителя без удовольствия, то по каким причинам?» указали, что их отношение обусловлено присутствием формализма и бюрократии в данной работе. По 30% участников оказались не удовлетворены содержанием этой деятельности и своими результатами в ней. 20% респондентов не видят шансов на профессиональное продвижение по линии классного руководства (рис. 3).

Рис. 3. Причины неудовольствия от обязанностей классного руководителя

Обнаружилось (впрочем, традиционное для подобных опросов) расхождение между значимостью деятельности классного руководителя и престижем позиции классного руководителя. 90% участников подчеркнули высокую значимость деятельности и лишь 57% респондентов оценили престиж позиции классного руководителя в своей школе как высокий (рис. 4).

Рис. 4. Оценка престижности позиции классного руководителя в своей школе

Участники исследования разделились пополам во мнении о том, кто должен выполнять в школе функции классного руководителя: одна половина считает, что учитель-предметник с нагрузкой классного руководителя, а вторая половина – освобожденный классный руководитель.

Необходимо заметить, что в «свободный микрофон» («Какой вопрос, на Ваш взгляд, мы забыли задать, а он важен?») 30% опрошенных просили о помощи, снижении нагрузки, разрешении трудностей. Посмотрим, что же на самом деле волнует наших классных руководителей? Какие вопросы от организаторов они хотели услышать?

  • «Как обеспечить социальную, психологическую защищённость учителя, достойную оплату труда, освободить учителя от различной отчетности?»
  • «Будет ли создана отдельная должность классного руководителя в школе, хотя бы по параллелям, а не нагружать этой функцией учителя-предметника?»
  • «Можно ли рассмотреть целесообразность введения должности учителя-воспитателя (воспитателя) для содействия классному руководителю?»
  • «Какой помощи при выполнении функций классного руководителя не хватает? Есть близкий вопрос, но хотелось бы раскрыть больше проблем, интересен опыт преодоления различных трудных ситуаций»
  • «Когда закончится сверхзагруженность бумагами?»
  • «Какие обязанности у классного руководителя?»
  • «Как вы считаете, завышены ли обязанности классного руководителя?»;
  • «Какая у вас учебная нагрузка?»
  • «Как уменьшить дополнительные нагрузки на учителя?»
  • «Как построить учебный процесс таким образом, чтобы классному руководителю хватало на все времени?»
  • «Какие трудности испытывает классный руководитель?»
  • «Постоянные отчёты, зачем они нужны?»
  • «Соответствует ли оплата [труда] нагрузке?»

Участникам исследования было предложено также оценить, в какой мере они удовлетворены различными направлениями своей деятельности в качестве классного руководителя.

По вопросу «Какие трудности в процессе выполнения функций классного руководителя Вы чаще всего испытываете?» мнения участников разделились следующим образом: 80% испытывают перегрузки, нехватку времени; 30% – проблемы в отношениях с родителями; 20% – не нравится, как организована воспитательная работа в школе (рис. 5).

Рис. 5. Распространенные трудности в процессе реализации классного руководства

За помощью в разрешении трудностей классные руководители обратятся к администрации (65%), коллегам (60%); интернету (38%) (рис. 6).

Рис. 6. Кто необходим для помощи в разрешении трудностей

Что касается сотрудничества, то наиболее важным классные руководители считают сотрудничество с родителями (63%); детьми (59%); школьным психологами (29%) (рис. 7).

Рис. 7. С кем важно сотрудничать

Мы предложили участникам также оценить свою удовлетворенность взаимодействием с разными участниками образовательного процесса. Классные руководители выразили полную удовлетворенность отношениями (приводим в порядке убывания):

  • с детьми – 68% респондентов;
  • с администрацией школы – 46% респондентов;
  • с коллегами – 39% респондентов;
  • с родителями – 36% респондентов;
  • с другими работниками школы – 32% респондентов.

Предполагалось также определить, что классные руководители думают о воспитательной системе в своих школах. Это позволяет понять, какое место они в ней занимают. Под воспитательной системой здесь понимается целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъектов, целей, содержания, способов деятельности).

Участники сообщили, что в их школе отчетливо прослеживаются следующие признаки воспитательной системы:

  • 57% – сложился образ жизни школьного сообщества;
  • 43% – работает как целостный социальный организм;
  • 43% – сформировался психологический климат школьного сообщества;
  • 39% – в ней тесно взаимосвязаны люди, цели, содержание и способы деятельности;
  • 25% – деятельность основана на педагогической концепции, авторами которой являются члены школьного сообщества.

Мы предложили классным руководителям оценить уровень развития разных параметров воспитательной системы в школе. На высоком уровне, по мнению участников, представлены следующие параметры воспитательных систем в их школах:

  • 57% – наличие традиций и правил, выработанных самим школьным коллективом;
  • 43% – соответствие содержания, объема, характера воспитательной деятельности возможностям и условиям школы;
  • 39% – скоординированность, целесообразность, необходимость и достаточность всех воспитательных мероприятий;
  • 34% – наличие сложившегося единого школьного коллектива;
  • 34% – согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений в школе;
  • 30% – интегрированность воспитательных воздействий в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела);
  • 30% – четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

По мнению 80% участников, в их школах сложилась своя воспитательная система; у 16% – не сложилась; 5% – затруднились определить. В школах 80% участников воспитательная система находится на этапе отработки (развития); у 8% – на этапе обновления (кризиса); еще у 8% – на этапе становления. На вопрос «Если не сложилась воспитательная система, по каким причинам?» были даны 3 открытых ответа: «трудно определить», «нет такой цели у администрации», «повлияла пандемия».

Нужно заметить, что проблемы воспитательных систем в собственных школах по-настоящему волнуют классных руководителей. Об этом свидетельствует часть ответов на «свободный микрофон», посвященная организации воспитания в школе. Классные руководители хотели бы, чтобы мы им задали такие вопросы об этом:

  • «Есть ли в вашей школе обязательный классный час в расписании?»
  • «Обучают ли классных руководителей?»
  • «Какая функция классного руководителя вам нравится больше всего?»
  • «Приведите интересные варианты классных коллективных дел»
  • «Что бы вы хотели внести в воспитательную систему?»
  • «Что наиболее интересное происходит в школьном коллективе?»
  • «Чего не хватает системе воспитания в школах?»

С учетом полученных результатов школьным администрациям можно порекомендовать провести «инвентаризацию» своих воспитательных систем и создать условия для улучшения психоэмоционального самочувствия классных руководителей и повышения их интереса к работе. На какие современные решения при этом обратить внимание?

  1. Плейбук: как школе создать сообщество и стать сильнее от Рыбаков фонда
  2. Инструмент диагностики «Как развить успешную школу»
  3. Онлайн-курс «Школа — центр социума» (бесплатно, для всех)
  4. Практика создания профессиональных педагогических обучающихся сообществ