*источник: https://ug.ru/velikij-sozdatel-czelostnoj-konczepczii-kollektiva/
Время проходит, а педагогика Макаренко к нам все ближе
Автор: Михаил Богуславский
13 марта 2023 года – знаменательный юбилей! 135‑летие со дня рождения выдающегося отечественного педагогического мыслителя и признанного новатора образования Антона Семеновича Макаренко (1888-1939). Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л.Арагона, А.Барбюса, А.Валлона, А.Зегерс, Я.Корчака и С.Френе. В 1988 году ЮНЕСКО назвало четырех самых великих педагогов XX века, «определивших способ педагогического мышления в ХХ веке», – Джона Дьюи, Георга Михаэля Кершенштейнера, Марию Монтессори и Антона Макаренко. Юбилей классика всемирной педагогики, каким, безусловно, является Антон Семенович, – это достойный повод осмыслить сущность и результаты его многогранной подвижнической деятельности. Тем более в этом году три даты, связанные с деятельностью Макаренко. К дню рождения добавим 90‑летие выхода в свет бессмертной «Педагогической поэмы» и 85‑летие первой публикации его завершающего труда «Флаги на башнях».
На 100% русский
Начало биографии Антона Семеновича Макаренко емко представил видный историк педагогики Ф.А.Фрадкин: «Макаренко родился в 1888 году в городе Белополье на Украине. Его отец, высококвалифицированный маляр железнодорожных мастерских, выучку прошел в Германии. Престиж профессии учителя в окружении Макаренко был очень высок, поэтому отец выбрал ему эту профессию. В детстве у Антона возникали трудности в общении. Близорукость, болезненность, мечтательность мальчика изолировали его от сверстников и вызывали серьезные конфликты».
В советской педагогике Антона Семеновича обычно причисляли по национальности к украинцам. Однако наиболее компетентный макаренковед Гётц Хиллиг пришел к выводу «о русском самосознании А.С.Макаренко». Брат Макаренко Виталий в своей книге «Мой брат Антон Макаренко» утверждал еще более определенно: несмотря на свое украинское происхождение Антон был на 100% русским.
В 17 лет после окончания двухгодичных учительских курсов Макаренко начал успешную работу в школе. В Полтавский педагогический институт в 1914 году он пришел уже с большим опытом учительства, с желанием получить ответы на вопросы воспитания. Среди студентов Антон Семенович выделялся своей начитанностью и творческим отношением к педагогической деятельности. В 1917 году он окончил институт с золотой медалью.
С 1917 по 1919 год педагог заведовал железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. Вместе с братом Виталием они много внимания уделяли внешкольной воспитательной работе. Характерно, что весь свой крюковский период Макаренко в анкетах в графе «национальность» неизменно писал слово «русский».
Трудная «педагогическая поэма»
Переехав в 1919 году в Полтаву, осенью 1920 года А.С.Макаренко принял предложение стать заведующим колонией для «морально дефективных» детей в селе Ковалевка. Ощущения Антона Семеновича этого времени образно передал замечательный журналист, писатель Симон Соловейчик: «Представим себе тридцатидвухлетнего, очень молодого человека в пенсне, в косоворотке, в модной фуражке с белым верхом и лакированным козырьком, этого типичного гуманитария, интеллигентного учителя, которому предстоит отправиться в глушь, в село, взять на себя ответственность за преступников, что привозят ему в черных каретах и сдают из-под нагана. И остаться с этими беспризорниками, бандитами, ворами один на один в полуразрушенном холодном здании, не имея денег на самые необходимые нужды, не имея возможности даже одеть, обуть и накормить колонистов. Да еще предстояло заниматься сельским хозяйством, растить хлеб, разводить свиней, возить навоз на поля – ему, человеку, никогда не жившему в селе, предполагаемому «профессору истории»!»
Творение новой педагогики
В Колонии имени М.Горького А.С.Макаренко впервые апробировал разработанную им разветвленную систему самоуправления, деятельность которой строилась на основе самообслуживания воспитанников. Пожалуй, именно в это время, несмотря на все трудности, Антон Семенович был по-настоящему счастлив. Это и отразилось в полной мере в его «Педагогической поэме», посвященной периоду с 1920 по 1928 год и талантливо описывающей жизнь Колонии имени М.Горького. Многие страницы книги, отличающейся несомненными художественными достоинствами, читаются на одном дыхании. Впечатляют острый писательский взгляд Антона Семеновича Макаренко, его редкая наблюдательность, основанное на богатом опыте умение дать пронзительное описание детских судеб на изломе ранней юности, способность точно оценить перспективы дальнейшего жизненного пути становящейся личности.
Подчеркнем, что педагог писал все художественные произведения и вел личную переписку только на русском языке.
Хорошо о Макаренко этого времени написал Максим Горький в очерках «По Союзу Советов»: «Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он суровый во внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
В 1926 году Колония имени Максима Горького была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом.
Переломным в деятельности как самого Макаренко, так и руководимой им колонии стал 1928 год. В докладе на VIII съезде ВЛКСМ заместитель наркома просвещения Надежда Крупская на основе придуманных журналистами фактов дала убийственную характеристику деятельности Макаренко. После такой сокрушительной критики колонию посетили с проверками полтора десятка комиссий. Их выводы были неутешительными. Все это привело к тому, что 3 сентября 1928 года Макаренко окончательно покинул Колонию имени М.Горького. Однако это не поставило крест на его педагогической деятельности.
Самое передовое производство
В силу ряда сложных обстоятельств Макаренко становится руководителем расположенной недалеко от Харькова Коммуны имени Ф.Э.Дзержинского. Официально Антон Семенович руководил коммуной с 15 октября 1927 года (до сентября 1928 года одновременно являясь руководителем Колонии имени М.Горького) до 1 июля 1935 года. Коммуна продолжила и укрепила прежние традиции, а ее жизнь определяли те же принципы коллективного самоуправления и самообслуживания. Организовывалась разнообразная клубная деятельность.
Но в значительной степени Коммуна имени Ф.Э.Дзержинского являлась принципиально новым воспитательным учреждением. Главной особенностью коммуны стало развертывание производственных цехов, выросших потом в завод электроинструментов, а затем в завод самых современных на то время пленочных фотоаппаратов ФЭД («Феликс Эдмундович Дзержинский»). В коммуне с 1934 года действовал школьный комбинат, который включал в себя среднюю школу-десятилетку и рабочий факультет Харьковского машиностроительного института. Об этой своей деятельности Макаренко напишет две книги – «Марш 30-го года» и «ФД-1», посвященных Коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.
В 1933 году коммуну посетили экс-премьер Франции Эдуар Эррио и другие французские гости. По свидетельству современников, «гости были поражены чистотой и порядком, отличающими коммуну, обилием цветов и свежего воздуха. Макаренко подробно разъяснил французским гостям, что советская педагогика не признает врожденной преступности и что основными методами воздействия на ребят являются дисциплина коллектива и коллективный труд».
Однако период самозабвенной работы А.С.Макаренко в Коммуне имени Ф.Э.Дзержинского оказался не очень продолжительным. Первая половина 1930-х годов – время, крайне трудное для страны в политическом и социальном плане, – была непростой для А.С.Макаренко и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Его последовательно оттесняли от руководства коммуной – производство поглощало педагогику. С 1 июля 1935 года он был переведен в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где до ноября 1936 года работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний. Конечно, эта канцелярская работа, не оставлявшая времени для писательства, была совсем не для Макаренко, привыкшего к живой работе с детьми.
В 1935 году последовало не совсем удачное руководство им трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей в Броварах под Киевом.
Спасительная Москва
Все эти обстоятельства постепенно убеждают Макаренко в необходимости покинуть Украину. Так, в письме А.М.Горькому из Харькова от 5 октября 1932 года Антон Семенович искренне отмечал: «Дорогой Алексей Максимович! Мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю».
Переезд в марте 1937 года из Киева, где уже был выписан ордер на его арест, спас Макаренко от неминуемо грозящих репрессий. Он в Москве купил кооперативную квартиру в писательском доме в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи.
Два последних года жизни в России, с 1937 по 1939 год, оказываются наиболее продуктивными для научной и писательской работы (с 1934 года Макаренко являлся членом Союза советских писателей).
Ранее вечно занятый решением практических задач, создававший «Педагогическую поэму» в обеденных перерывах или поздно ночью, когда воспитанники уже спали, писатель теперь компенсировал то, что не успел сделать за долгие годы своей работы в колонии и коммуне. Была опубликована его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса».
В 1938 году выходит в полном объеме «Книга для родителей», которая стала настольной для поколений отцов и матерей. Среди многих афористичных положений, содержащихся в этой мудрой книге, выделим «стреляющую» фразу: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди».
Флаги триумфа на башнях успеха
В московский период вышли в свет произведения Антона Макаренко, в которых осмысливались итоги реализации воспитательной системы. Деятельность Коммуны имени Ф.Э.Дзержинского была подробно проанализирована и представлена писателем в последней книге-романе «Флаги на башнях», законченном в марте 1939 года, то есть за несколько дней до смерти.
Это заключительная книга своеобразной трилогии о начале деятельности, становлении и развитии детских коллективов, которые последовательно возглавлялись известным деятелем образования.
«Флаги на башнях» представляют деятельность коммуны как зрелого коллектива в период с 1932 по 1935 год. В книге обосновано кредо Антона Семеновича Макаренко: «Дети – это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности».
В романе ярко и динамично охарактеризованы основные принципы и способы реализации социально-личностной педагогики: единый коллектив сотрудников колонии и воспитанников, развитое и действенное самоуправление, производительный труд, добровольное нахождение воспитанников в колонии. Но дело, конечно, не в отдельных, пусть и продуктивных, технологиях и приемах, прекрасно показанных во «Флагах на башнях». Главную роль в жизни коллектива Колонии имени Первого мая играла особая воспитывающая атмосфера, то, что в педагогике называется опосредованным воздействием.
В книге хорошо передан центральный принцип педагогической системы Макаренко, его главное воспитательное кредо: если создать крепкий воспитывающий коллектив, исповедующий гражданские ценности, то какими бы специфичными чертами ни обладал трудный подросток, он все равно перевоспитается и станет таким же, как все колонисты, – гражданином своей страны, но сохранит при этом и свои индивидуальные особенности.
Вся жизнь коллектива показана в непрерывном движении, в постоянной устремленности к новому, в преодолении трудностей роста, в стремлении к достижению новых и новых ступеней развития. Коллектив в книге всесилен в своем воспитательном воздействии. Причем это всесилие проявляется по-разному в зависимости от особенностей каждой личности, входящей в коллектив.
То, с чем встречается читатель на страницах книги «Флаги на башнях», метафорично можно назвать «флаги триумфа на башнях успеха», заслуженная победа, к которой пришел коллектив под руководством Антона Семеновича Макаренко в результате разработки и реализации социально-личностной педагогики.
Разрыв сердца
После переезда в Москву Макаренко занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Первоначально Антона Семеновича выдвинули на награждение по списку педагогов и представили к высшей награде – ордену Ленина. Однако Сталин понизил уровень награды и перевел его в список писателей, сказав: «Пусть он и дальше пишет свои сказки». Вождь не верил в саму возможность педагогического перевоспитания преступников.
В итоге огромные перегрузки губительно сказались на организме. 1 апреля 1939 года в 10 часов 30 минут в возрасте 51 года Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа на станции Голицыно в Московской области. Антон Семенович вошел в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал, успев сказать только: «Я писатель Макаренко». Вокруг обстоятельств его смерти сложилось много конспирологических версий. В некрологе от Союза писателей БССР было написано: «Выражаем свое глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семеновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю». Похоронен Антон Семенович Макаренко на Новодевичьем кладбище.
Макаренковская педагогика
Несомненно, Антон Семенович Макаренко самый парадоксальный отечественный педагог ХХ столетия. Все его известные сторонники и противники, предшественники и продолжатели давно уже классифицированы по определенным педагогическим направлениям и получили соответствующую оценку. Но взрывной, самобытный, несмотря на серьезнейшие препятствия, сохранивший свою индивидуальность Макаренко не укладывается ни в одно из клише, и стремление отнести его к тому или другому лагерю так же перспективно, как попытка приколоть кнопкой к стенке солнечный зайчик.
В 20-30-е годы педагогом-гуманистом было много сделано для спасения беспризорных детей, большинство из которых, если бы не попали в его колонию или коммуну, были бы обречены на деградацию или даже гибель. На протяжении 15 лет Макаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами и работал с самыми обездоленными подростками. Среди его воспитанников кроме беспризорников были воры, несовершеннолетние убийцы и члены вооруженных повстанческих банд «зеленых». Являясь их наставником, педагог открыто провозгласил и осуществил идею воспитания нового человека.
Подчеркнем, что через всю подвижническую деятельность Макаренко красной нитью проходит миссия защиты ребенка от произвола и жестокости, создание условий для актуализации жизненных потребностей и интересов детской личности. Это особенно рельефно и гуманистично проявлялось на фоне той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой жил и творил Макаренко.
Выдающиеся практические результаты его деятельности бесспорны. Яркий новатор решительно ворвался в мировую педагогику с пафосом активно-творческой деятельности коммунаров, неразрывной связью обучения с воспитанием, школы – с жизнью и трудом, разновозрастными отрядами, советами командиров, яркими праздниками, ритуалами и традициями, создающими стимулирующий эмоциональный настрой.
Тонкий педагогический психолог
Продуктивность и долголетие «педагогической поэмы» Антона Семеновича Макаренко во многом обусловливаются тем, что он осуществлял свою деятельность на основе глубокого знания и тонкого использования психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственны стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни, детский кодекс чести, яркая реакция на оказываемое доверие. В его воспитательной системе были блестяще учтена мальчишеская тяга к военной игре: элементы военизации, строй, духовая музыка, внимание к форме, подтянутость воспитанников.
В сложнейших материальных, да и социально-политических условиях Макаренко удалось разработать и реализовать многие продуктивные педагогические идеи и технологии, талантливо их инструментировать и адаптировать как к реалиям жизни Советской России 1920-х – начала 1930-х годов, так и к специфическим особенностям малолетних правонарушителей, «морально дефективных», с которыми преимущественно и работал Антон Семенович. И надо признать, такая продуктивная воспитательная система, причем, как многократно было доказано, переносимая на другие воспитательные учреждения, была им успешно разработана и продуктивно реализована.
Мудрая власть коллектива
Оригинально и значимо ядро педагогической системы Макаренко – созданная им новаторская и целостная концепция коллектива, получившая воплощение в продуктивной методике коллективного воспитания. В педагогическом творчестве акцент делался на формировании в колониях мощной и продуктивной внутренней воспитательной микросреды, в которой большое значение имели коллектив и производительный труд.
Поступающий в колонию подросток начинал свою жизнь с чистого листа. Его личное дело, которое привозили в колонию, тут же сжигалось вместе со старой одеждой. Затем воспитанника отправляли в баню. Макаренко не интересовало прошлое, он выдавал подростку форму колониста и авансировал его возможность начать жизнь с чистого листа. В колониях, где руководил Макаренко, не было ни охраны, ни заборов. Никто не убегал, а если даже кто-то и уходил, то все равно возвращался.
Отличительным признаком сформированного коллектива педагог считал гуманистический характер отношений, проявляющийся в стиле коллектива: ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию; сдержанность в эмоциях и словах.
Центральным принципом воспитательной системы являлось следующее кредо: если создать крепкий коллектив, исповедующий социально позитивные ценности, то какими бы специфичными чертами ни обладал трудный подросток, он все равно перевоспитается и станет таким же, как все колонисты, – гражданином и патриотом своей страны, но сохранит при этом и свои индивидуально-личностные особенности.
Главную роль в жизни коллективов, подвижнически возглавляемых Макаренко, играла особая воспитывающая атмосфера, то, что в педагогике называется опосредованным воздействием. В Колонии имени М.Горького имелась своя конституция. Воспитанники были организованы в постоянные разновозрастные отряды во главе с советом командиров отрядов, наделенным полномочиями высшего хозяйственного органа. Действовала система сводных трудовых отрядов, проводились общие собрания. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд. Важнейшей стороной жизни колонии была разнообразная клубная деятельность.
Метод взрыва
Авторскими являются многие продуктивные методики, придуманные Макаренко. Среди них – метод создания событий (воспитательных ситуаций), педагогика взрыва (быстрой позитивной перестройки отношений), завтрашняя радость (авансирование воспитанников стимулом перспективы), классический метод параллельного действия (воспитание через коллектив), система близких, средних и дальних перспектив, способствовавшая формированию таких ценностных черт характера, как сознательная дисциплина, ответственность, честность и трудолюбие. Не случайно эти методы привлекали и продолжают привлекать пристальное внимание педагогического сообщества.
Так, например, метод взрыва был способен глубоко изменить личность воспитанника в самые короткие сроки. Семен Калабалин, самый известный воспитанник и последователь Макаренко, навсегда запомнил, как педагог дал ему, бывшему уголовнику, осужденному за вооруженный грабеж, поручение привезти в колонию из Полтавы 2 миллиона рублей – по тем временам баснословную сумму. Более того, ему вручили револьвер, чтобы он мог провезти эти деньги мимо разбойничьих засад. Он не смог не оправдать такого доверия и вернулся в колонию совсем другим – настоящим человеком.
Педагогика отношений
Подчеркнем, что Антона Семеновича Макаренко особо почитают во всем мире за разработку новаторской педагогики отношений, включавшей каждого члена коллектива в совокупность разнообразных институциональных и межличностных отношений. Ведь вся – на разрыв аорты – подвижническая «педагогическая поэма» Макаренко была направлена на преодоление синдрома социального одиночества – отчуждения людей друг от друга, а личности – от общества.
Авансируя своих питомцев завтрашней радостью, акцентируя воспитание на стимулировании положительных задатков личности, А.С.Макаренко сопрягал коммунаров и педагогов в теснейшую и неразрывную коллективную связь между собой, с обществом, трудом и культурой, в связь, сотканную из множества взаимоотношений. В ней личность является личностью лишь постольку, поскольку у нее развиты не только индивидуальные потребности, даже самые богатые и разнообразные, но и общественные интересы и потребности. Чем в более сложную и социально значимую творческую деятельность включен индивид, тем с пущим успехом формируется высокоразвитая личность.
Коммунары выходили из колоний и коммун Макаренко адекватно социализированными, они активно и успешно включались в общий созидательный труд советских людей. У воспитанников Макаренко не было ни одного случая рецидива, ни одного нового преступления или проступка. Это достигалось тем, что идеалы социализма, декларированные во внешней макросреде, – социалистический коллективизм и труд во благо социалистической Родины – гармонировали с основами педагогической системы, воплощенной в коммунах имени М.Горького и Ф.Э.Дзержинского.
Все коммунары состоялись как личности и патриоты. Сотни воспитанников Макаренко ковали оружие Победы на заводах, доблестно защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны. А Василий Тимофеевич Цымбал был удостоен звания Героя Советского Союза.
Макаренко навсегда
Каждая из исторических эпох, прожитых нашей страной, актуализировала те или иные направления многогранной воспитательной педагогики Макаренко.
Первая волна признания и востребованности приходится на период Великой Отечественной войны. Тогда макаренковская педагогика спасала сотни тысяч детей-сирот, оказавшихся в детских домах. Она помогала обогревать детские души, сплачивать педагогические коллективы детских домов, наполнять их жизнь «работой-заботой».
В 1940-1960-е годы «по Maкаренко» работали сотни педагогических коллективов в детских интернатах, колониях для несовершеннолетних правонарушителей, городских и сельских школах, коммунарских объединениях. И везде макаренковская педагогика воспитания и перевоспитания – производительный труд с элементами хозрасчета, подлинное самоуправление, сводные отряды, походы, общий мажорный дух коллектива наставников и воспитанников – доказывала свою продуктивность.
Более того, «наш Антон», как с нежностью между собой называли Макаренко его сподвижники, давал им своего рода охранную грамоту от сурового наробразовского руководства. Объявляя, что учителя «работают по Maкаренко», то есть в русле официально разрешенной педагогики, в школьных коллективах можно было осуществлять самые смелые поиски.
Так, например, в гремевшей на всю страну школе-интернате №12 г. Москвы действовало разветвленное ученическое самоуправление, строившееся по системе Макаренко. Большое внимание уделялось разнообразному эстетическому, трудовому и физическому воспитанию детей.
В наибольшей степени все идеи Макаренко удалось осуществить в уфимской школе №62 Я.Н.Левина и московской школе полного дня №544 Э.Г.Костяшкина.
В школе Костяшкина, как ее называли, в наибольшей степени воплотилась социально-педагогическая сущность системы Макаренко. Это было удивительное образовательное учреждение, открытое с утра до позднего вечера. Школа действовала на основе полного самообслуживания и самоуправления. Здесь были созданы десятки кружков, творческих объединений, клубов. Школьные мастерские производили продукцию, которая охотно раскупалась. На вырученные деньги закупалось оборудование, организовывались лагеря, осуществлялись длительные походы по Кавказу. Особенно интересно организовывалась работа в летнем лагере, располагавшемся на берегу водохранилища. Здесь в распоряжении школьников была собственная флотилия яхт и шлюпов.
В 1970-е годы «по Макаренко» работал коллектив школы №15 Калининграда (ныне г. Королев), который возглавлял сын воспитанников Антона Семеновича Макаренко Антон Семенович Калабалин. Обучение было построено на основе производительного труда по трем направлениям: швейное производство, производство двигателей для ряда ведущих заводов страны и детской мебели.
Очень большое значение имела созданная в 1963 году при ЛГПИ им. А.И.Герцена Коммуна имени Макаренко (КИМ) – общественно-педагогическое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков. Именно здесь отрабатывалась методика коллективных творческих дел. В дальнейшем на базе коммуны возникло Коммунарское макаренковское содружество, представляющее собой совокупность добровольных педагогических отрядов. По этому примеру в большинстве педагогических вузов страны были созданы макаренковские объединения и педагогические отряды.
И конечно, макаренковская коллективная педагогика перевоспитания получила самое широкое распространение в колониях для несовершеннолетних правонарушителей и детских домах. Самым известным был Клеменовский детский дом (Егорьевский район Московской области), которым руководили воспитанники Антона Семеновича, последователи и продолжатели его деятельности Семен Афанасьевич Калабалин и его супруга Галина Константиновна.
В 1990-е годы, в условиях острого социального кризиса, когда вне систематического обучения и воспитания оказались до 3,5 млн детей, вновь актуализировались макаренковская воспитательная система «трудного детства» и особенно технологии перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
В современных условиях педагогическая система Антона Семеновича Макаренко в наибольшей степени получает воплощение в сельских школах-хозяйствах. Интегрирующую роль членов макаренковского сообщества достойно выполняет Российская макаренковская ассоциация (президент Т.Ф.Кораблева).
Сейчас нам остро необходимы социальный оптимизм Макаренко, его безудержная вера в прогресс, в животворную силу воспитания, в возможности личности к совершенствованию, обретению счастливой жизни каждым ребенком и взрослым, нашим обществом в целом.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, член-корреспондент Российской академии образования, вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА), вице-президент Международной макаренковской ассоциации (IMS), лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
*источник: https://ug.ru/velikij-sozdatel-czelostnoj-konczepczii-kollektiva/