Руководитель НИЛ «Развитие школьных воспитательных систем», профессор кафедры педагогики и профессионального образования Е.Л. Башманова вместе с коллегами – деканом факультета искусств и арт-педагогики О.П. Шабановой, деканом филологического факультета С.П. Праведниковым, заведующей кафедрой художественного образования и истории искусств М.Н. Шабановой и заведующей кафедрой психологии развития и социальной педагогики Л.Н. Духовой – приняла участие в Шестом профессорском форуме, который прошел 14–16 ноября в Москве. В этом году форум был посвящен теме «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики».
14 ноября на пленарном заседании, прошедшем в Доме Правительства Москвы на Новом Арбате, Председатель Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко в своем приветственном слове призвал научно-педагогическое сообщество «сфокусироваться на получении конкретных результатов» для достижения технологической независимости России. Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков обозначил принципы обновления высшего образования и выделил задачи: подготовка кадров и их быстрый вывод на рынок труда, достижение технологического суверенитета и лидерства, воспитание молодежи. Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин от лица работодателей сообщил, что они испытывают уже не дефицит кадров, а кадровый голод, и предложил разработать пятилетний прогноз потребности в кадрах. Вице-президент Российского Союза ректоров М.Н. Боровская обратила внимание на сформировавшуюся в настоящий момент «квалификационную яму» – так она назвала несоответствие между запросами работодателей и реальными компетенциями выпускников.
Председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России В.М. Филиппов предложил обсудить на круглых столах и секциях Форума нововведения в процессе подготовки кадров высшей квалификации, чтобы «молодежь могла как можно быстрее ими воспользоваться». Речь идет о возможности для аспирантов-очников, имеющих не менее 10 научных публикаций, значимых для развития науки, техники и технологий, защитить диссертацию в виде доклада – обзора статей. Предполагается, что это поможет молодым ученым быстрее получать степени и обеспечит приток новых кадров в науку. На эту же задачу работает решение о возможности создания разовых советов для защиты конкретных научных работ.
Руководитель Рособрнадзора А.А. Музаев проанализировал итоги внедрения новых правил государственной аккредитации вузов и назвал самый «западающий» показатель – доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств самих образовательных организаций. В 2023 году только 50% из подавших заявление образовательных организаций смогли пройти государственную аккредитацию (в 2021 году таковых было 93%). Однако благодаря новым правилам, обеспечившим прозрачность и объективность процедур, результаты проверки не вызывают вопросов у вузовского сообщества, подчеркнул А.А. Музаев.
Лауреатом премии Российского профессорского собрания «Ректор года» в номинации «Педагогические вузы» стала ректор Уральского государственного педагогического университета С.А. Минюрова, подчеркнувшая в своем выступлении, что педагогическое сообщество страны работает на обеспечение не только технологического, но и образовательного и мировоззренческого суверенитета.
15 ноября в рамках программы Форума в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Развитие системы аттестации научных кадров. Наукометрическая оценка научной деятельности». Модератором выступил главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России И.М. Мацкевич. Он подчеркнул, что в настоящий момент усовершенствованы подходы к оценке эффективности научной деятельности. В частности, помимо наукометрических показателей будет также применяться экспертная оценка от ведущих ученых.
16 ноября в ряде вузов Москвы прошли секционные заседания Форума. Секция «Педагогика и подготовка педагогических кадров» прошла в Московском городском педагогическом университете. Большой интерес вызвал доклад директора Центра поддержки цифрового обучения Института образования НИУ ВШЭ М.А. Лытаевой «Искусственный интеллект в работе учителя: мода или новая реальность?». Автор привела данные проведенного НИУ ВШЭ исследования о готовности педагогов применять ИИ:
- в настоящий момент на том или ином уровне используют ИИ от 17% до 38% преподавателей,
- большинство преподавателей признают значительные возможности ИИ в реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов и предполагают, что доверие к ИИ в профессиональном сообществе будет расти по мере его внедрения во все процессы,
- 50% преподавателей готовы делегировать ИИ разработку отдельных заданий, но большинство пока не готовы доверить ему разработку курса или обратную связь со студентами,
многие преподаватели пока не понимают, что такое ИИ, и отождествляют его с информационно-коммуникационными технологиями