17 сентября 2023 года в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Развитие школьных воспитательных систем»», профессор кафедры педагогики и профессионального образования, зав. НИЛ «Развитие школьных воспитательных систем» Курского государственного университета Елена Башманова приняла участие в образовательном тренинге-семинаре «Команда Первых» для специалистов местных отделений Движения Первых Курской области. Ее выступление было посвящено проблемам использования результатов научных исследований в различных областях науки при разработке новых методических решений для воспитания современных школьников. Участники открытого диалога обсудили, почему педагогам-практикам нужно следить за результатами научных исследований и как это помогает во взаимодействии с детьми?
Содержательной основой для беседы выступили известные теории – теория поколений, теория отсроченного удовольствия, теория социальной стратификации, теория субъектности, теория досуга, а также связанные с ними интересные эксперименты, критика, заблуждения. В частности, при обсуждении значения теории поколений были рассмотрены «мифы», сформировавшиеся в ее рамках относительно поколения сегодняшних старшеклассников, такие как склонность к многозадачности, проблемы с удержанием внимания, критическим мышлением.
Интерес вызвала теория отсроченного удовольствия, знаменитый «зефирный тест» и проведенные после него многолетние наблюдения за его участниками, показавшие, как способность к самоконтролю в детстве влияет на успеваемость, адаптивность и даже внешний вид во взрослом возрасте.
В рамках теории социальной стратификации участники тренинга ознакомились с различиями в воспитательных стратегиях представителей разных социальных слоев, связанными с речью взрослых, их умением учиться, управлять своим временем, вести здоровый образ жизни и поддерживать привлекательный внешний вид, проявлять умеренность в потреблении и др.
В ходе беседы прозвучали имена выдающихся педагогов и психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и связанные с ними интересные факты и умозаключения.
Организаторы и участники встречи поблагодарили Е.Л. Башманову за интересный рассказ и сошлись во мнении, что встреча была полезной и помогла увидеть истоки методических выводов, а также распространенных педагогических ошибок и заблуждений.