20-21 апреля 2023 года на базе Курского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Социализация подрастающего поколения в условиях реальной и цифровой среды».
Цель мероприятия — характеристика процесса социализации подрастающего поколения в реальной и цифровой среде, определение направлений развития школьных воспитательных систем, споосбствующих процнссу социализации обучающихся; разработка возможных способов и методов положительной социализации подростков и молодежи, отказ от различных форм проявления насилия и нетерпимости подрастающего поколения.
В работе конференции участвовали известные российские и зарубежные ученые, исследующие актуальные проблемы социального благополучия в подростково-молодежной среде, общественные деятели, студенты и преподаватели учреждений профессионального образования, аспиранты, руководители и педагоги социальных и образовательных организаций Курской области.
С докладами выступили ведущие ученые Российской Федерации в области гражданского, патриотического воспитания:, доктор педагогических наук, профессор, директор Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте Наталья Владимировна Горбунова, , доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора института непрерывного образования Курского государственного университета Сергей Иванович Беленцов, , доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры Гульсина Якуповна Гревцева, , кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Луганского государственного педагогического университета, директор духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца Галина Анатольевна Кирмач, , доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка в социогуманитарной сфере Казанского (Приволжского) федерального университета Анастасия Викторовна Фахрутдинова.
Всего в конференции участвовали более 100 человек из России, ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Китай, Вьетнам, Великобритания и др.).
Важность данного мероприятия с точки зрения расширения возможности практического применения научных результатов заключается в выявлении позитивного практического опыта социализации подрастающего поколения в реальной и цифровой среде, который возможно использовать при совершенствовании современной системы образования в России.
Участники конференции обсудили следующие вопросы:
1. Теоретические основы вхождения подрастающего поколения в социальную среду через овладение социальными нормами, правилами, ценностями, знаниями, навыками успешного функционирования в обществе.
2. Историко-научная реконструкция наследия педагогики и психологии по проблеме социализации подрастающего поколения, выход на системный уровень анализа концептуальных построений.
3. Роль образования в социализации подрастающего поколения в реальной и цифровой среде.
4. Воспитательные возможности учебных предметов, формирующих нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений подрастающего поколения.
5. Взаимообусловленность воспитания и самовоспитания, проблема условий и факторов развития личности в рамках воспитательного процесса, сущность и особенности воспитательного процесса, ведущие направления воспитательной работы в реальной и цифровой среде.
6. Культурный смысл цифровизации, обеспечивающей цифровую социализацию личности обучающегося в цифровой среде.
7. Цифровая личность как часть личности реальной. Проблема сращивания развивающегося сознания подрастающего поколения с внешними орудиями (гаджетами) и знаковой реальностью (Интернетом).
8. Ключевые измерения цифровой социализации (гиперподключенность к Интернету, смешанная реальность, расширенная личность и цифровая социальность).
Обсуждение поставленных вопросов показало, что участники конференции:
— осознают и позитивно оценивают значимость проблемы социализации подрастающего поколения в современных условиях;
— готовы вносить вклад в реализацию основных принципов развития российского образования, определенных в Законе «Образование в Российской Федерации», касающихся обучения и воспитания подрастающего поколения;
— считают важным интеграцию всех человековедческих наук в деле воспитания и обучения как одно из важнейших оснований образовательной политики, теоретической и практической реализации стратегических ориентиров профессионального педагогического образования;
— отмечают своевременность активизации участия общества в поиске путей профилактики агрессии и насилия среди несовершеннолетних в современном обществе, выявления эффективных психолого-педагогических условий профилактики социальных девиаций в молодежной среде;
— используют опыт социальных созидательных практик в социокультурной среде образовательных учреждений;
— позитивно оценивают усилия профессионально-педагогического сообщества, направленные на развитие и воспитание юношества в процессе его социализации.
Во второй день конференции на площадке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 им. Н.А. Бредихина» г. Курска состоялся конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций города Курска, в том числе из психолого-педагогических классов. Мероприятие направлено на развитие культуры и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся, выявление интеллектуального потенциала, создание условий для их самореализации средствами учебно-исследовательской, творческой и научной деятельности. Было представлено 10 конкурсных работ.
Все участники Конкурса награждены дипломами лауреатов, а победители — специальными дипломами Курского государственного университета.